www.chms.ru - вывоз мусора в Балашихе 

Динамо-машины  Электрические машины, экономичность 

[ 1 ] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35

Электрические машины

Электропривод потребляет основную долю производимой в мире электроэнергии. Электростанции и линии передач, трансформаторные подстанции и системы управления строятся главным образом для того, чтобы питать электропривод. Правильное решение основных проблем развития электропривода имеет важное значение для экономики страны. Каждое новшество должно повысить эффективность действия оборудования - для промышленных устройств, в частности для промышленного электропривода, это понятие соответствует экономическому результату от введения нового типа оборудования для всего народного хозяйства. Необходимость именно такого подхода была давно ясна ведущим ученым-разработчикам новых видов оборудования.

Так, и М. О. Доливо-Добровольский, и М. Видмар призывали laquo;минимизировать не стоимость трансформатора, а стоимость трансформации raquo;. В предлагаемой читателю книге показано (гл. 1), что электромашиностроители умело и настойчиво проводят субоптимизацию своей прод gt;Кции: снижают металлоемкость, уменьшают габаритные размеры, снижают стоимость электрических машин - в основном за счет повышения частоты их вращения. Действительно, высокоскоростные машины имеют существенно лучшие массогабаритные показатели. Так, двигатель для привода рольгангов мощностью в 1 кВт при частоте вращения 200 об/мин всего лишь в 2,6 раза легче двигателя полезной мощностью в 160 кВт при 2955 об/мин. Но механизмы, для которых создается электропривод, чаще требуют существенно более низких частот вращения или скоростей перемещения.

Традиционным решением, применяемым для обеспечения низких частот вращения рабочих механизмов, является высокоскоростной двигатель с редуктором. Системный подход, анализ с позиции наибольшей эффективности для всего народного хозяйства приводит к выводу, что суммарная масса, габаритные размеры и стоимость при указанном традиционном решении двигателя и редуктора в достаточно большом классе применений весьма существенно отличаются от соответствующих параметров самих двигателей. Рассмотрение главной альтернативы - без-редукторных электроприводов (т. е. электродвигателей, непосредственно связанных с рабочим механизмом), являющееся основным содержанием книги, представляет, таким образом, существенный практический интерес.

Речь идет, конечно, не о laquo;ликвидации редукторов raquo; - это устройство полезное, и в ряде случаев незамени.мое - око достигло высоких степеней совершенства. Задача книги - обосно-



вать возможность существенного расширения областей применения безредукторного привода - низкоскоростных электродвигателей вращательного, поступательного и возвратно-поступательного типов, выявить его особенности, установить достигнутое и рассмотреть перспективы дальнейшего развития.

Задача создания безредукторного электродвигателя может быть решена при сохранении принципа laquo;движения приводящего и приводимого элемента в одной и той же координате raquo;. Это многополюсные машины с питанием от промышленной сети или источника пониженной частоты, машины с катящимся ротором, машины с питанием ротора и статора от источников с разной частотой, редукторные двигатели, машины, работающие на субгармониках MarHHjHoro поля, и аналогичные. Рассмотрению этих устройств посвящена гл. 2. Тот же вид движения используется и в получивших значительное развитие в последнее время линейных и дуговых двигателях. Их возможности и проблемы, характеристики и перспективы развития рассмотрены в гл. 3. Значительное внимание в книге уделено относительно новому принципу создания безредукторного электропривода с движением приводящего и приводимого в движение элементов во взаимно-перпендикулярных направлениях так называемых машин двойного движения, у которых ротор (или система роторов) совершает быстрое вращательное движение относительно статора, а статор, связанный непосредственно с рабочим элементом привода, медленное вращательное, поступательное или возвратно-поступательное движение. Своеобразие этих машин, их благоприятные энергетические и массогабаритные возможности, с одной стороны, и отсутствие основ их теории и расчета до настоящего времени, с другой стороны, обусловили значительный объем посвященной им гл. 4. Преодолевать трудности, связанные с охватом широкого круга вопросов, с изложением как принципиально новых идей и конструкций, так и системного рассмотрения технических и экономических вопросов существующих устройств автору помогли соратники, консультанты и благожелательные критики - д-р техн. наук, проф. Б. А. Ивоботенко и д-р техн.

наук, проф. П. Ю. Каасик, канд. техн. наук, ассистенты и инженеры

Р. И. Батырев , Л. А. Гирская , О. Н. Матеранска*

B. Б. Муляр, В. В. Ростовцев, М. А. Суханова, Е. Т. Чернов,

C. Н. Яловега, спасибо им. Автор также благодарит кафедрУ laquo;Электропривод raquo; МЭИ, которая рассмотрела рукопись и дала свои замечания, принятые автором с признательностью. Особая благодарность внимательному и терпеливому редактору этой книги Ю. М. Келиму. Автор заранее благодарит также читателей, которые пришлют свои замечания по адресу: 113114, Москва, M-Ui Шлюзовая наб, 10. Энергоатомиздат. Авто(

ГЛАВА 1

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ И ЭЛЕКТРОПРИВОД

1.1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЭЛЕКТРОПРИВОДА И ЕГО СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ

Основной задачей привода является обеспечение требуемого движения рабочего органа ( laquo;машины-орудия raquo;). Так, комплектное устройство электродвигатель с редуктором, обычно называемое электрическим исполнительным механизмом (рис. 1.1), является электроприводом связанного с выходным валом устройства рабочего органа, например задвижки, перекрывающей течение жидкости, пара или газа в технологическом процессе. Масса редуктора составляет примерно 80% от всей массы исполнительного механизма, габаритные размеры редуктора однозначно определяют собой размеры всего механизма. Соотношение объемов редуктора и двигателя не случайно. Частота вращения ротора электродвигателя 2400 об/мин, выходного вала механизма 0,6 об/мин; как будет показано ниже, значительные передаточные числа редукторов характерны для широкого класса приводов. Редуктор вносит в привод не только свою массу и объем, но и люфты, меняет упругий характер сочленений, момент инерции и другие параметры. А задачей электропривода является не просто приведение в движение рабочего органа и не только обеспечение при этом наиболее благоприятных энергетических и массогабаритных показателей, но и выполнение сложного комплекса условий, обеспечивающих требуемое качество этого движения: заданное ускорение при тро-гании с места или изменении установившейся скорости, точность выдерживания этой скорости, точность остановки и желательный характер переходного режима. Эти тре-

хтрический исполнительный механизм МЭО-63/25-0,25




бования в определенной части противоречивы. Так, высокая скорость торможения обеспечивает малое время переходного процесса от установившейся скорости до остановки, но затруд- j няет точное осуществление заданного перемещения. Обеспечение больших ускорений входит в противоречие с получением высоких энергетических показателей. Поэтому составной частью электропривода, кроме электродвигателя и передаточного механизма, в большинстве случаев включающего редуктор, принято считать и систему управления, а также преобразователи и источники питания - не столько с точки зрения технического выполнения элементов этих устройств, сколько с точки зрения влияния принципов (способов) управления, положенных в основу указанной системы, на характеристики электропривода. В энциклопедии laquo;Автоматизация производства и промышленная электроника raquo; (М.: Советская энциклопедия, 1965. Т. 4. С. 413) автоматизированный электропривод определяется как laquo;машинное устройство, преобразующее электрическую энергию в механическую и обеспечивающее автоматическое управление преобразован1юй механической энергии raquo;.

Электропривод завоевывает все новые области применения. Так, если в 1976-1978 гг. электропривод составлял лишь 8 - 12% общего числа приводов промышленных роботов, то в 1980- 1981 гг. его доля достигла уже ЗО-32% и продолжает возрастать 21]. Это заставляет разработчиков пристально всматриваться в рациональные соотношения между двигателем и редуктором. При решении задачи минимизации массы модуля электропривода робота, включающего в себя электродвигатель и редуктор, в [36] вводятся понятия удельного номинального момента двигателя gt;-дв=Мш / д raquo; И редуктора V laquo;=peA / ред, где М и т - соответственно номинальный момент и масса двигателя; Мд и т -то же для редуктора. В [36] указывается, что для существующих электродвигателей и редукторов gt; 10А,д и принимается в качестве условия рациональности передаточное число редуктора / gt; (2,5-5) gt;рд / 1д . Возможно, что для определенного класса роботов данное соотношение рационально, но в целом такой подход никак нельзя признать универсальным: если для общности приводить моменты Мд и Мрд к одной и той же оси, то они равны друг другу и значение к / \, = т / т переменное. В большом числе приводов это соотношение никак не достигает 10 - оно может быть и намного меньше, что иллюстрирует, например, табл. 1.1 для весьма малых мощностей. Но и для больших мощностей указанное соотношение бывает существенно меньше 1; так, у эскалатора метро т = 0,8 т; лПр =18 т; у цилиндрической мельницы МБ70-23 тд,= 10,25 т; т=48 т (без оконечной пары массой 18,5 т).

Для оценки возможностей общего подхода, предусматривающего рассмотрение электрической машины исходя из ее основных

Таблица 1.1. Исполнительные механизмы

Тип. механизма

Масса, кг

всего механизма

редуктора

электродвигателя /Пд,

. д./ raquo;р

МЭО-1()/25-0,25

МЭО-25/25-0,25

МЭО-63/25-0,25-68

МЭО-6.?/2.5-0,25К-68

МЭО-160/25-0,25

МЭО-160/25-(),25К

26 30 95 90 185 155

21 21 77 77 140 140

1,5*

5,8* 11,0*

4,.?** 30,0*

4,.3* raquo;

0,07

0,276

0,143

0,056

0,215

0,03

* Двигатель типа ДА У изготавливается малыми сериями. Двигатель единой серии 4А.

Редуктор имеет 5 пар шестерен и передаточное число у механизмов с индексом к - 2100, у остальных механизмов - 4100.

физических возможностей, исследуем машину постоянного тока, ДЛЯ которой ряд массогабаритных соотношений детально изучен.

Направленное по касательной к окружности якоря усилие на единицу площади поверхности якоря (в Н/м )

F = aiB,A, (1.1)

где laquo;, - отношение расчетной полюсной дуги к полюсному делению т; B,s - индукция в зазоре, Тл; А - линейная нагрузка якоря, А/м.

Величина усилия

FFlnrl, (1.2)

где г - радиус якоря; / - расчетная длина якоря. Момент, Н-м, -

М = Fr = FlnrH. (1.3)

Объем якоря (обычно ротора)

(1.4) (1.5)

где V,

Масса ротора

/Ир = У,рЛГ%

средняя плотность массы якоря, кг/м1

лр!,! характеристика использования машины - отношение

1СНТа, Deaли чvfдг gt;rг gt; uQ n.- gt;D ,--------

массе якоря

-----....... ...ж/лхос/оанил МЙШИ

момента, реализуемого на поверхности якоря, к массе якоря равно удвоенному отношению средней плотности усилия к средней плотности массы и инвариантно относительно размеров якоря:

M/mp = 2F7Ycp- (1-6)

Плотность усилия F у машины крупногабаритной (низкоско-ростной) обычно выше, чем у малой (высокоскоростной); средняя плотность Ycpi наоборот, несколько ниже у крупногабаритной



[ 1 ] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35