www.chms.ru - вывоз мусора в Балашихе 

Динамо-машины  Электрические машины, экономичность 

1 [ 2 ] 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35

машины со значительными вырезами в пакетах якоря. В целом эта характеристика (М/пц,) выше у крупногабаритной машины.

Так, например, при Уср = 5 10 кг/м и характерных для относительно крупногабаритных машин а, = 0,7; Bf, = 0,7 Тл и Л = 50-10 А/м, т. е. 2,5-10 H/м имеем Лд,= 10 Н-м/кг

массы якоря. Приведенная в [36] в качестве довольно высокой величина к = 0,4 для двигателей французской фирмы АХЕМ получена, по-видимому, из-за существенно более низких у малых машин значений F = цВ. Такое значение может иметь место, например, при = 0,4 Тл и Л = 5 ООО А/м.

Менее однозначно выглядит отношение номинального момента к массе всей машины X = М/т; отношение массы двигателя к массе или объему якоря неоднозначно и зависит в значительной мере от числа пар полюсов.

В [63] приводится предложенная В. И. Бочаровым формула для массы тяговых двигателей:

40 -10

(1.7)

где р - число пар полюсов; Д и la - соответственно диаметр и длина якоря.

Преобразуем эту формулу в целях ее несколько расширенного применения в приведенных выше соотношениях. Из (1.5) имеем

Подставляя (1.8) в (1.7), получаем массу двигателя

Ид. = -Р-Р-

(1.9)

так как

40 -4 -10

10 при принятом Yep = 5-10 кг/м и отно-

шение номинального момента к массе двигателя

(1.10)

.р Уср

Если учесть, что у низкоскоростных машин для безредукторного привода число пар полюсов намного больше, чем у высокоскоростных, можно, несмотря на приближенный характер формулы (1.10), с полным основанием утверждать, что значение А, у низкоскоростной машины в несколько раз больше, чем у высокоскоростной. Так, при р - 16 к будет больше, чем при р = 1, в 4 - 5 раз, если учесть различие в значениях F и Уср.

Ниже при сравнении двигателей мы в основном пользуемся величиной, обратной Хд,:

F Vp

или отношением массы к номинальному моменту в кг/кН:

(1.12)

Практика неизменно подтверждает приведенные выше положения и не только в отношении машин постоянного тока обычного исполнения, но и для специально разработанных так называемых моментных двигателей. Так, в проспекте [107] фирмы Inland (США) на моментные двигатели постоянного тока прямого привода (Direct-Drive DC Torque Motors) у 12-ваттного микродвигателя Т2509 при п = 2100 об/мин (л = 1200 об/мин; О) = 0,105л = 125 с при М = 0,1 И .м) имеем т = 0,127 кг; Пдв ~ 1270 кг/(кН.м), а у двигателя Т36001 при мощности 1830 Вт и п = 17,2 об/мин (л 8 об/мин при М = = 2160 И -м) т, = 616 кг и т; = 285 кг/(кН .м), примерно, в 5 раз лучше, так как машина большая и низкоскоростная. Отметим, что эта машина специально предназначена для работы в пусковых режимах и имеет кратность пускового момента 2, следовательно, удельная масса относительно пускового момента будет 143 кг/(кН.м).

Но электромашиностроители обычно пользуются в качестве массогабаритного показателя отношением массы (или объема) якоря (или иногда всей машины) к мощности, реализуемой на валу.

Основные соотношения, позволяющие определить массогабаритные характеристики электрической машины в этом понимании, выведены давно. Так, для машины постоянного тока это сделано Е. Арнольдом [63] еще в первой четверти века. Так называемая постоянная Арнольда (или машинная постоянная) определяет произведение диаметра ротора (якоря) D на его длину I, приведенное к полезной мощности Р при п (об/мин) в зависимости от основных электромагнитных параметров - индукции в зазоре линейной нагрузки А (А/м) и эквивалентной полюсной дуги а,:

D-1 6,1 .10 6,1 .10

- И = = =

6,1 -10

= С. Для

а,- А F

или, учитывая, что а,- == В,р, имеем ~ п =

определения отношения массы двигателя к его мощности т (в кг/кВт) можно использовать формулу (1.12), учитывая, что

М=Р . 10V laquo;; = mJM = m ,o)/P 10 = mco 10-

(1.13)



или, подставляя w = 2л - ,

1,5 -Ю

пР MP

Так, при Y= Ю кг/м\ р = 1, to= 300 с и F== 2,5Х Х10 Н/м имеем vi = 3,3 кг/кВт, что близко к реальным данным для частоты вращения п = 2865 об/мин (соответствующей w = = 300 с). Если рм - const, то со снижением частоты вращения двигателя в к раз показатель mj увеличивается примерно в

лк раз, а показатель т уменьшается во столько же раз. Но строгое постоянство произведения имеет место только у синхронных машин, у машин постоянного тока вполне возможны существенно различные частоты вращения ротора и при неизменном числе пар полюсов р. В этом случае при практически неизменном Шдд (если сохраняется отношение jF) показатель т увеличивается пропорционально уменьшению м. Электромашиностроители предпочитают пользоваться именно последним показателем.

Естественно, что электромашиностроитель, проводя оптимизацию, стремится к созданию высокоскоростных электродвигателей.

Но для электропривода оптимизация по указанной выше целевой функции, применяемая к электродвигателю, является только субоптимизацией, экономически оправданной лишь в тех случаях, когда она по крайней мере не противоречит общей оптимизации. Представляется рациональным при той же целевой функции (минимуме приведенных затрат) приводить выбор оптимальных решений, учитывая их эффективность для электропривода в целом. Конечно, полным был бы анализ эффективности выбранных решений для народного хозяйства в целом (например, анализ оптимальности выбора также и данного рабочего органа и его режимов работы, данной технологии в совокупности и т. д.). Но эта задача здесь не рассматривается. Во всяком случае сравнительное изучение различных решений исходя из эффективности электропривода в целом представляется шагом в правильном направлении - именно такой анализ может объективно опреде-i лить области преимущественного применения редукторного мй, безредукторного электропривода.

Низкоскоростные механизмы весьма распространены. Анализ данных, приведенных в табл. 1.2-1.4, позволяет отметить ряд важных отличий различных типов электропривода в целом. Основной вывод: в рассмотренных промышленных приводах редуктор по своей массе и стоимости намного превосходит электродвигатель. Это положение подтверждается и при рассмотрении весьма крупногабаритных приводов. Так, в электроприводе мельницы типа laquo;Каскад raquo; применен электродвигатель СДМ-15-49-6 массой в 10,25 т и стоимостью около 10 тыс. руб. с понижающим редук-

Таблица 1.2. Вакуум-фильтры барабанные

БОК1-1,0 БОУ5-1,75 БОК5-1,75 БОУ10-2,6 БОК 10-2,6 БО У 20-2,6

Враща тощий мо-мент органа, кН -м

58 100 100 200 200 300

Мощность электродвигателя, кВт

0,6 1,1 1,1 2,2 2,2 3,1

Масса, кг

общая

привода

двигателя

4990

ЧООО

2500

1000

7858

1100

56.50

1100

12 4.32

1220

зон реХрва7 Г0ЛЗ-ТГ/миГ Р- deg;б/ laquo; . диапа-

Таблица 1.3. Вакуум-фильтры ленточные

Диапазон регулнро-аания частоты вращения, об/мин

Номинальная частота вращения, об/мин

Вращающий момент, кН м

Мощность элек-тро-двига-теля, кВт

Масса, кг

общая

привода

двигателя

Л 1,6-0,5-3,2 Л2,5-0,.5-4,8 ЛЗ,2-0,5-6,4 ЛН4-0,5-8,0 ЛУ10-1,25-8

0,8--4,8 0,8-4,8 1,0-6,0 1,5-н9,0 4,04-10

3,0 3,0 3,5 4,5 7,0

350 420 510 580 1120

3,1 3,1 5,5 5,5 10 1

3 600

4 170

5 060

6 470 20 760

330 380 760 860 1300

43 43 74 74 140

Таблица 1.4. Вакуум-фильтры дисковые

Диапазон регу-

Номиналь-

use 11....

Вращающий

Мощность электродвигателя, кВт

Масса, кг

лирования частоты вращения, об/мин

HdH частота вращения, об/мин

момент органа, кНм

общая

привода

двигателя

ДУ16-2 5 ДУ32-2,5 ДУ50-2,5

ДУбЗ-2,5 ДУ80-2,5

0,22-0,97 0,22-0,97 0,2-1,3 0,2-1,3 0,2-1,3 0,2-1,3

0,5 0,5 0,8 0,8 0,8 0,8

3 5 7 7 9 12

1,1 1.1 2,2 2,2 2,2 3,1

5 600 8 860 10 510 4 650

12 400

13 400

510 620 820 820 820 1050

19 19 43 43 43 60

тором (/= 13) типа Ц2Ш1250 массой 36 т и стоимостью 48 тыс. руб., еще имеется выходная шестеренная пара массой 18,5 т и стоимостью около 48 тыс. руб. (стоимость несерийной части передачи выше у всех приводов). В приводе барабанных вакуум-фильтров БОУ-10-26 и БОК-10-26, указанных в табл. 1.3, используется электродвигатель мощностью 2,2 кВт массой 43 кг с редуктором массой 565 кг и шестеренная пара массой 500 кг и стоимостью 800 руб. Чем выше частота вращения двигателя и



меньше масса, габаритные размеры и стоимость двигателя, тем больше (при той же заданной частоте вращения выходного вала j . привода) редуктор - его масса, габаритные размеры и стоимость в основном определяют соответствующие показатели привода. Возникает конфликтная ситуация: электромашиностроитель, минимизируя собственные затраты (кг/кВт) и повышая КПД двигателя, увеличивает его частоту вращения, а потребитель платит за это увеличением массы и стоимости редуктора, и во всех случаях, аналогичных приведенным выше, народное хозяйство в целом теряет от такой субоптимизации.

В ряде мест специалисты в области привода и технологии вполне это осознали и принимают реальные меры к снижению частоты вращения двигателя. Выше приводились данные по мельнице типа laquo;Каскад raquo; (п = 13 об/мин), применяемой на горно-обогатительных комбинатах.

За последние годы наметилась в ряде случаев тенденция к исключению основного редуктора. Результаты проведенной в этом направлении работы на одном из предприятий приведены в табл. 1.5. Частота вращения двигателя снизилась в 8 раз, масса его возросла в 2,7 раза, стоимость в 2,5 раза, но общая масса двигателя и редуктора снизилась с 58,25 до 27,7 т-в 2,1 раза, стоимость снизилась в 2-2,3 раза. Повысилась и надежность не только путем устранения отказов, связанных с самим редуктором (1-2 раза в год-разрыв бандажей, излом вала быстроходной и промежуточной шестерен, поломки зубьев и муфты), но и путем улучшения условий работы самого двигателя при устранении вибраций, вызванных редуктором. Реально частота отказов уменьшилась примерно в 6 раз. В [36] указывается, что каждый элемент редуктора имеет шесть основных элементов износа - четыре подшипника и две зубчатые шестерни - и приводятся данные о высокой надежности системы управления с безредукторным приводом - долговечность 15-20 лет при техническом ресурсе (5-6) -Ю ч и вероятность безотказной работы 0,99.

Таблица 1.5. Привод мельниц

Тип мельницы laquo;Каскад raquo;

Производительность, т/ч

Тип двигателя

Масса двигателя, т

Частота вращения двигателя, об/мин

МБ 70-23 с редуктором

82,4

СДМ-15-4)-б

10,25

1000

Ц2Ш-1250

27,7

МБ 70-23 без редуктора

82,4

СДС-19-56-48

ММС 70-23 с редуктором

109,7

СДМ-15-49-6

10,25

1000

Ц2Ш-1250

27,7

ММС 70-23 без редуктора

109,7

СДС-19-56-48

Примечание, Мощность двигателя 1600 кВт, частота вращения мельницы 13 об/мин.

В [941 приводятся соображения о компактности двигателя и ее влиянии на экономические показатели промышленной установки в целом. Из рассматриваемого примера следует, что нужно стремиться к компактности всего привода, хотя бы при этом сам двигатель стал менее компактным. Действительно, в приведенном выше примере объем низкоскоростного двигателя 25 м, а высокоскоростного - только 8,5 мно к этому нужно добавить еще объем редуктора 30 м, и, следовательно, получаем в 1,5 раза больший суммарный объем привода с высокоскоростным двигателем, чем с низкоскоростным.

В [94] убедительно показано также значение снижения шума и вибраций двигателя при оптимизации его параметров. Но и по этим параметрам, если двигатель не работает без редуктора, надо, по-видимому, приводить анализ для всего электропривода, так как известно, что в таком комплекте основную составляющую шума и вибрации дает именно редуктор. Рассмотрим некоторые количественные соотношения по удельной массе т, кг/кВт, для различных электроприводов.

Если пометить индексами laquo;В raquo; и laquo;И raquo; параметры электропривода соответственно с высокоскоростным и низкоскоростным двигателями, то удельная масса редукторного электропривода тпв gt; например, для электрических исполнительных механизмов (см. табл. 1.1) с высокоскоростным электродвигателем тв = 700-!--1100 кг/кВт; для приводов химического оборудования (табл. см. 1.2-1.4) = 400-900 кг/кВт. Это в основном маломощные приводы. Что же касается мощных приводов мельниц (табл. 1,5), то при расчете необходимо принимать во внимание и оконечную часть редуктора с массой около 18,5 т, остающейся у обеих модификаций привода. Тогда, принимая полезную мощность Рг 1500 кВт (момент на рабочей оси М laquo; 10 кН -м), имеем

Чз = deg; +!;Т + deg; deg; 51 кг/кВт

1500

27 700 4- 18 500 1500

31 кгУкВт,

т. е. для низкоскоростного электропривода в 1,66 раз меньше. Естественно, что разработчики электропривода сейчас работают над приводом, использующим сверхнизкоскоростной электродвигатель С частотой вращения, равной частоте вращения мельницы п laquo; 12,5 об/мин, не требующий оконечной части редуктора, которая оставалась у предыдущей модификации.

Спроектирован такой электропривод для еще более мощной мельницы (Р = 6300 кВт), но разработанный для этой цели синхронный двигатель имеет не 480 полюсов, как это было бы необходимо при питании током промышленной частоты, а только 60 и предусмотрено питание от специального источника пониженной



1 [ 2 ] 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35