www.chms.ru - вывоз мусора в Балашихе 

Динамо-машины  Однотактные усилители 

1 2 3 4 5 6 7 [ 8 ] 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29

входного сигнала, будет генерировать переменное напряжение- попросту говоря, будет выть и свистеть,

Превращение отрицательной обратной связи в положительную может произойти тогда, когда какие-то элементы создадут дополнительный сдвиг фаз на 180 deg;. Такими элементами могут оказаться /?С-цепочки, которые в усилителе встречаются буквально на каждом шагу.

Чопробуем детально изучить поведение /?С-цепочки, по которой проходит переменный ток (рис. 41, рис. 42). Прежде всего отметим, что в любой цепи переменное напряжение (/j, на активном сопротивлении /? совпадает по фазе с током /р (рис. 42, б). Это может показаться никому не нужным заявлением, чем-нибудь вроде laquo;Волга впадает в Каспийское море raquo;.- Действительно, для любого момента времени, для любых мгновенных значений должен выполняться закон Ома, а значит, ток / и напряжение U одновременно растут, умень шаются, меняют направление. Но так бывает не всегда.

Ток /(, в цепи конденсатора С (рис. 42, 2, а) связан с процессом заряда и разряда, хо есть связан с изменением, напряжения U. Чем резче нарастает (рис. 42, 2, б) или падает (рис. 42, 2, в) напряжение, тем больше ток; а в тот момент, когда напряжение на конденсаторе не меняется (рис. 42, 2, г), ток равен нулю. Исходя из этих соображений, можем построить график тока (рис. 42, 2, д). Он будет наибольшим в момент наиболее быстрого изменения (моменты О, 2, 4 и т. д.) и будет равен нулю в тот момент, когда (/(.достигло амплитуды и на какое-то неуловимое мгновение остается неизменным (моменты 1, 3, 5 и т. д.). Как видите, положительная амплитуда (момент 0) наступает на четверть периода, раньше, чем положительная амплитуда 0, (момент 1). Иными словами, ток через конденсатор опережает напряжение иа конденсаторе на четверть периода, иначе - на 90 deg;.

Существует очень наглядный способ изображения сдвига фаз - векторная диаграмма (рис. 41). Вспомним, что мы договорились весь период делить на 360 условных единиц времени и именно такую единицу назвали градусом. Векторная диаграмма - это рисунок, где ток и напряжение показаны в виде определенным образом расположенных линийвекторов. Линии образуют угол, который соответствует сдвигу фаз между током и напряжением. Это очень удобно, так как каждому градусу сдвига фаз (единица измерения времени) соответствует градус (угловая единица) угла между векторами.


Uc reg; t




Рис. 42. Фазовращающие цепочки - электрические цепи, сдвигающие фазу.



При сдвиге фаз на четверть периода векторы I и U располагают под углом 90 deg;. Принято считать, что векторы вращаются вокруг точки О против часовой стрелки. В нащем примере (рис. 42, 2, г) мы сначала увидим вектор 1, а затем через 90

вектор Uf,. Это как раз и соответствует случаю, когда /(, опережает (/(или, иначе, итстает от 1 с) на четверть периода. Длину векторов откладывают в определенном масштабе: например, в масштабе 1 jnt=10 в или 1 мм=2 а. Строгое соблюдение масштабов необходимо в тех случаях, когда на векторной диаграмме отображено несколько различных напряжений или токов (рис. 42, 3, 4). Один из таких случаев- последовательное включение /? и С.

Если к цепочке, составленной из конденсатора и сопротивления (рис. 42, 3, а), подвести переменное напряжение Vjf то оно распределится между участками- между R и С - пропорционально их сопротивлению для данной частоты: R и х. В цепи пойдет ток, величина которого по закону Ома определится напряжением Uи общим сопротивлением z всей цепи. При этом напряжение C/J будет совпадать по фазе с током (рис. 42, /, а, б, в), а напряжение U, будет отставать от тока на 90 deg; (рис. 42, 2, а, д, е). Что же касается общего напряжения иif, на всей цепочке, то оно будет представлять

собой сумму и Uf,. Но не алгебраическую сумму

+ ц- Если

f,- gt;- gt;с gt; а геометрическую сложить эти напряжения, то окажется.

что и 1цс

(а значит, L, и U) сдвинуты по фазе на некоторый угол, обычно обозначаемый буквой ф. Сдвиг фаз определяется соотношением и R: чем больше хпо сравнению с R, тем больше угол ф, тем ближе он к 90 deg;.

Напряжения на участках цепи очень удобно складывать с помощью векторной диаграммы. Сумма представляет собой диагональ прямоугольника, образованного векторами Uи Uf., а угол сдвига фаз ф равен углу между векторами C/J {цс Uf (рис. 42, 3. б, в; 4, а, в, д). Подобным же образом можно найти общее сопротивление цепи z, если сложить построенные в определенном масштабе векторы сопротивления R и емкостного сопротивления Х( gt; для данной частоты (рис. 42, 4, б, г, е).

Мы уже говорили, что напряжения на участках цепи пропорциональны сопротивлениям этих участков R и х. Емкостное сопротивление конденсатора Х( как известно, с уменьше-


Рис. 43. С изменением частоты меняются фазовые сдвиги в сложных цепях (ЯС-цеиочки, трансформатор и др.), и из-за этого отрицательная связь может превратиться в положительную. Сильная положительная обратная связь может привести к самовозбуждению.

нием частоты возрастает, и вместе с ним возрастает Uc (рис. 30, 10). При этом меняется соотношение между С ? и Uc увеличивается сдвиг фаз между общим током и напряжением .(рис. 42, 4).

Если на пути напряжения обратной связи имеется несколько таких цепей, то вместе они могут создать на низших частотах весьма большой сдвиг фаз (вплоть до 180 deg;) и таким образом превратить отрицательную связь в положительную. Подобные сдвиги фаз могут создаваться и другими .последовательными и параллельными цепями, содержащими емкость С или индуктивность L (рис. 42, 5). Последняя, кстати, создает сдвиг фаз, при котором ток отстает от напряжения (рис. 42,5, в, г).

Дополнительные изменяющиеся с частотой сдвиги фаз, возникающие в RC-, RL- и LC-цепях, ограничивают допустимую глубину отрицательной обратной связи (рис. 43). Как правило, в усилителях НЧ глубина обратной связи составляет 5-15 дб на каскад. Такая величина позволяет в несколько раз снизить нелинейные искажения, значительно уменьшить



выходное сопротивление оконечного каскада, осуществить аа-метную коррекцию частотной характеристики. Конкретные схемы отрицательной обратной связи вы найдете в усилите лях, описанных в этой и двух последующих главах.

Музыка в чемодане

Есть люди, которые предъявляют к звуковоспроизводящей аппаратуре обязательное требование: она должна быть легкой и удобной в переноске. Подобный подход к делу зачастую можно считать вполне правильным. Для многих (особенно для тех, кого годы еще не превратили в неисправимых домоседов) главное достоинство радиолы или магнитофона дейст* вительно состоит в том, что их можно взять под мыщку и принести на щкольный вечер нли захватить в гости к товарищу.

К сожалению, в небольших переносных аппаратах трудно добиться высокой верности воспроизведения звука. Но трудно- это еще не значит невозможно. Разумно используя все имеющиеся в нашем арсенале средства, можно и нужно стремиться к тому, чтобы качество звучания переносной аппаратуры было достаточно высоким, чтобы музыка в чемодане была настоящей музыкой.

Сейчас мы познакомимся с несколькими конструкциями и схемами простых переносных радиограммофонов. Основные узлы каждого из них - электропроигрыватель (мотор, диск, звукосниматель), усилитель низкой частоты с громкоговорителями. При желании к этому комплекту можно легко, добавить простейщий приемник (рис. 68, 9) и таким образом превратить радиограммофон в переносную радиолу.

В радиограммофоне можно использовать любой современный мотор со звукоснимателем. Во всех наших конструкциях используется трехскоростное проигрывающее устройство ЭПУ-5 со звукоснимателем и двигателем ЭДГ-1 (рис. 20, 5). Этот двигатель рассчитан только на напряжение 220 в, а к сети 127 в он подключается через повышающий автотрансформатор. Для этой цели laquo;по совместительству raquo; используется силовой трансформатор {Тр2, рис. 44); в блоке питания усилителя двигатель всегда подключен к отводу сетевой обмотки laquo;220 в raquo;. В некоторых проигрывателях установлен двигатель ЭДГ-2. Он рассчитан на напряжение ПО в, и в сеть с напряжением 220 в его нужно включать через понижающий трансформатор. Для этого опять-таки используется сетевая обмотка силового трансформатора (рис. 46):

В Цепи двигателя имеются три выключателя (рис. 20,5, е).

Первый из них, B/Ci -это общий выключатель радиограммофона, через который одновременно подается питание на силовой трансформатор и на двигатель. Второй выключатель, В/Сг, замыкает цепь тогда, когда звукосниматель снят со своей подставки. Выключатель Вкз - это автомат. Он размыкает цепь, когда кончится пластинка, то есть когда звукосниматель сойдет с последней звуковой дорожки.

Последовательное соединение выключателей (или других подобных элементов) в автоматике называют схемой laquo;и raquo; - цепь оказывается замкнутой, если замкнуты контакты и первого, и второго, и третьего выключателей. Вот почему двигатель радиограммофона вращается только в том случае, если одновременно замкнуты контакты всех трех наших выключателей: Вки Вк2; Вкз. Во многих проигрывателях роль Вк2 и Вкз выполняет один выключатель. Аналогично В/Сг, он замыкает цепь лишь после того, как звукосниматель отведен в начальное положение. Этот же выключатель, аналогично Вкз, размыкает цепь, когда звукосниматель доходит до конца пластинки.

Мы рассмотрим четыре конструкции радиограммофонов и четыре схемы усилителей НЧ для них. При желании эти схемы и конструкции можно комбинировать самым различным образом в зависимости от имеющихся деталей, возможностей выполнять столярные и слесарные работы и, конечно, в зависимости от собственного вкуса.

Главное достоинство первой конструкции радиограммофона (рис. 47, 2, а) - компактность. Но она покупается довольно дорогой ценой: частотная характеристика зажатого со всех сторон громкоговорителя, мягко говоря, весьма далека от идеальной. Громкоговоритель можно крепить к верхней панели, либо к боковым стенкам (рис. 47, 2, б). . Для второй конструкции самыми удобными оказываются громкоговорители с эллиптическим диффузором, в частности 1ГД-9. На боковых стенках можно даже установить два-три эллиптических громкоговорителя. Это заметно повышает громкость, немного улучшает качества звучания.

Несколько лучше обстоит дело в третьей конструкции (рис. 47, 2, в), которая напоминает промышленный радиограммофон РГ-3 ( laquo;Юбилейный raquo;). Здесь в качестве акустического экрана используется съемная крышка ящика. Предполагается, что во время работы эта крышка будет висеть на стене, лучше всего в углу комнаты. Вполне возможно объединить обе конструкции (рис. 47, 2, а, б и рис. 47, 2, в), используя два-три громкоговорителя. Нужно заметить, что в радио-граммофоне РГ-3 приняты эффективные меры для улучше-



1 2 3 4 5 6 7 [ 8 ] 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29