www.chms.ru - вывоз мусора в Балашихе 

Динамо-машины  Нагревание и охлаждение 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 [ 89 ] 90 91 92

аогт

H7as

гв so

msao

0.1 Ua 10 100 iOOO пвт

Рис. 5-77. Коэффициент полезного действия машин постоянного тока.

щую МОЩНОСТЬ машина потребляет при холостом ходе.

Электрические потери

где 2гх - сумма сопротивлений обмоток якорной цепи, приведенных к тем-пе{)атуре 75 deg; С (см. sect; 2-7); 2Д[/щ - падение напряжения в переходных контактах щеток, которое принимает ся равным 2 в для угольных, графитных и электрографитированных щеток и равным 0,6 в для металлоугольиых щеток.

Потери на возбуждение Pb=Uh при параллельном возбуждении; потери в последовательной обмотке возбуждения определяются вместе с электрическими потерями Рэ в цепи якоря. Добавочные потерн в обмотке и стали якоря при нагрузке Рдос вызываются нолями коммутируемых секций и искажением поля! из-за реакции якоря. Их принимают равными прн номинальной нагрузке дЛя машин без компенсационной обмоткн Рдоб = 0,01 (/н/н, для машин с компенсационной обмоткой Рдоб = 0,005 (Ун/н и считают пропорциональными квадрату тока /а.

Коэффициент полезного действия гейератора Pj UI , SP

UI+-S.P UI+SP

Коэффициент полезного действия двигателя

где SP-потерь.

иг UI сумма перечисленных выше

Значения к. п. д. современных машин постоянного тока прн номинальной нагрузке приведены в виде кривой на рнс. 5-77.

5-14. Машины постоянного тока заводов Советского Союза

Наиболее распространенными машинами в Советском Союзе являются машины серии ПН. Они строились на мощности от 0,15 до 200 квт и скорости вращения 2 870-550 об/мин. В последние годы заводы начали выпускать на, те же мощности и скорости вращения машины общего применения новой серии П. Они по сравнению с машинами серии ПН имеют при тех же мощности и скорости вращения меньший вес, лучшие технико-экономические показатели и более надежны в работе. Машины предназначаются для работы в качестве генераторов и двигателей. Номинальные напряже-Г1ИЯ для генераторов (7в=115, 230, 460 в, для двигателей Ue=llO, 220. 440 в.

Внешний вид одной из машин серии ПН показан на рис 5-78. Для них применяется аксиальная вентиляция. Воздух забирается со стороны коллектора, продувается через каналы в якоре, междуполюсные пространства и выбрасывается в отверстия подшипникового щита со стороны привода. Станины машин выполняются сварными или нз цельнотянутой трубы с приваренными к ним лапами.


Рис. 5-78. Внешний вид машииы постоянного тока серии ПН.

На рис. 5-79 представлен общий вид одной из современных машин постоянного тока небольшой мощности

Рисунок 5-79 взят из книги Я. С. Гурияа я М. И. Курочкина laquo;Проектирование машин постоянного тока raquo;, Госэнергоиздат, 1961.





-370

Рис. 5-79. Общий вид двигателя постоянного тока 14 кет, 220 в, 1 500 об/лин.

/-передний подшипниковый щит; 2-траверса; 5-кольцо для размещения балансировочных грузов; 4-коллектор на пластмассе; 5 -коллекторная пластина; б-люковая крышка; 7-вал; в-обыоткодержатель; S-бандаж лобовых частей обмотки якоря; /О-катушка дотолиителБПого полюса; /.-дополнительный полюс, /i-станина; 13- подъемное колько (рым-болт); /4-сердечник якоря; /5-главный полюс; /6-катушка главного полюса; /7 -вентилятор; /в-задний подшипниковый щит; /S-рабочий конец вала; 20-паз якоря; 2/-отверстие для ввода кабеля; 22-коробка вводного, устройства; 2J-задняя крышка подшипника; 24-шариковый подшипник; 25-передняя

крышка подшипника.





Наряду с указанными разработаны и выпускаются новые серии машин общего применения на малые мощности (30-270 вг) и на большие мощности (до нескольких тысяч киловатт).

В последние годы было изготовлено большое количество крупных машин для металлургической промышленности-для систем laquo;генератор- двигатель raquo;, обслуживающих прокатные станы (блюминги, слябинги, листопрокатные и др.) мощностью 5 000- 10 000 квт при максимальной ( laquo;отключающей raquo; .мощности), в 2,5-3 раза большей.

Много машин было изготовлено для гребных установок, мощности которых достигают 8 000-10 ООО квт (атомный ледокол laquo;Ленин raquo;).

Среди крупных машин постоянного

тока особое место занимают генераторы для электролиза (например, для алюминиевых заводов), выполняемые на большие токи и относительно низкие напряжения (120-200 в, 10 000- 20 ООО а).

Большое количество машин выпускается для электрифицированного транспорта (электропоезда, троллейбусы, трамваи, метро), автотранспорта, кранов, подъемников.

Следует также упомянуть сварочные машины различных типов, предназначенные для электросварки.

Отметим, кроме того, разнообразные машины специального назначения, применяемые в автоматике, - электро-.машинные усилители, исполнительные двигатели и др.

ГЛАВА ШЕСТАЯ

ЭЛЕКТРОМАШИННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ ТОКА

Для преобразования электрической энергии одного вида в другой наряду со статическими устройствами (трансформаторы, ионные и электронные преобразователи, различные выпрямители) применяются электрические машины.

Общей формой электромашинного преобразователя тока является агрегат, состоящий из двух машин, соединенных механически, но электрически ие связанных между собой. Такой агрегат, называемый двигатель-генератором, позволяет преобразовывать род тока, егр напряжение, частоту, число фаз.

Если взять, например, агрегат, состоящий из машины переменного тока (синхронной или асинхронной) и машины постоянного тока, то при использовании первой машины в качестве двигателя, а второй в качестве генератора можно преобразовывать переменный ток в постоянный.

При обратном использовании машин можно преобразовывать постоянный ток в переменный.

, При помощи агрегата из двух машин переменного тока можно, очевидно, преобразовывать частоту, напряжение и число фаз переменного тока. Преобразователем тока в узком

смысле этого слова является одноякор-ный преобразователь, позволяющий преобразовывать электрический ток при помощи одного якоря, имеющего только одну обмотку. В этом случае в отличие от двигатель-генератора имеет место непосредственное преобразование электрической энергии без промежуточного ее преобразования в механическую.

6-1. Двигатель-генераторы

Двигатель-генераторы обычно применяются для преобразования переменного тока в постоянный (рис. 6-1). В качестве двигателя выбирается асинхронная или синхронная машина. При больших мощностях следует предпочесть синхронную машину, так как она выгоднее асинхронной.

В качестве генератора выбирается машина постоянного тока обычно с параллельным или со смешанным возбуждением.

Преимуществами двигатель-генераторов по сравнению с другими электромашинными преобразователями являются: возможность плавного регулирования напряжения в широких пределах, большая надежность в работе, возможность использования серийных нормальных машин (машин общего применения).



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 [ 89 ] 90 91 92