www.chms.ru - вывоз мусора в Балашихе 

Динамо-машины  Экспонаты радиолюбительских выставок 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [ 11 ] 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42

транзисторах VT2 и VT3. Трансформатор Т1 намотан на каркасе сердечника СБ-1А. Обмотки I и II содержат по 50 витков провода ПЭВ 0,1, а обмотка III-350 витков провода ПЭВ 0,07. На диодах VD2-VD7 и конденсаторах С2-С6 выполнен электронный умножитель напряжения, который обеспечивает подачу на счетчик В1 напряжения 360 В.

Измерительная часть прибора собрана на четырех экономичных по питанию микросхемах 176 серии и МОП-структурах. На микросхеме DDI вьшолнен задатчик времени индикащ1и (4 с). На микросхеме DD2.2 вьшолнен форм ирователь импульсов, поступающих со счетчика В1. На DD2.1 собрано устройство совпадений, которое пропускает импульсы с В1 только во время индикащ1И. После окончания времени индикации на 3 с включается цифровая шкала индикатора-семисегментные цифровые индикаторы HL1 и HL2. В ка-I честве счетных блоков использованы счетчики по модулю 10 с дешифраторами для подключения к семисегментным индикаторам. Устройство работает следующим образом. Радиоактивная частица или гамма-квант, пересекая объем счетчика В1, вызывает в нем мгновенный разряд, который проявляется в виде импульса напряжения. Этот импульс произвольной формы преобразуется формирователем DD2.2 в импульс постоянной длительности и амплитуды и подается на один из входов устройства совпадения DD2.1. На другой вход устройства совпадения поступает прямоугольный импульс длительностью 4 с с выхода задатчика времени DDL Задатчик времени вьшолнен по схеме несимметричного мультивибратора, работающего в автоколебательном режиме на элементах DD1.1 и DDI.2. Период следования импульсов мультивибратора 7 с. Из них 4 с-время счета импульсов, поступающих со счетчика Гейгера-Мюллера, а 3 с-время индикации полученного результата. Каскад на микросхеме DD1.3-согласующий по полярности. В М9мент счета (4 с) импульсы со счетчика проходят через устройство совпадения (схема laquo;И raquo;) на счетный вход десятичного счетчика DD3, DD4. В этот момент индикаторы HL1 и HL2 закрыты и их экраны не светятся. Срез четырехсекундного импульса прекращает счет и включает индикаторы. Индикаторы отражают информацию десятичных счетчиков DD3 и DD4. Срез трехсекундного импульса отключает индикаторы и возвращает десятичные счетчики в исходное состояние ( laquo;Сброс raquo;) и дает толчок началу нового процесса счета.

Длительность счета 4 с выбрана из тех соображений, чтобы на экранах i индикаторов информация выдавалась бы в мР/ч. Прибор прост в изготовлении и практически (кроме задатчика) не нуждается в особой наладке.

Измеритель среднего натяжения нитей (пронодон) (рис. 22). Автор конструкции В. А. Стрельников. Прибор являлся экспонатом 32 ВРВ.

Прибор позволяет измерять натяжение от О до 20 г. Прибор имеет два поддиапазона, переключаемых тумблером SA2. Натяжение нитей на ткацких станках, на намоточных станках для намотки контуров, трансформаторов и других-одна из основных характеристик, обеспечивающих правильное I натяжение нитей, предотвращение их обрывов. Прибор используется при наладке ткацких станков. Но после небольшой модернизации (при расширении диапазонов измерения) он может найти применение и на намоточных станках. Принципиальная схема измерителя приведена на рис. 22, а. Устройство состоит из генератора низкой частоты на 1000 Гц, вьшолненного на транзисторе

3 № 2980 33




Рис. 22

VTl, моста переменного тока, два плеча которого составляют тензорезисторы RT1 и RT2, а остальные плечи моста-проволочные резисторы R4, R5, R7. В измерительную диагональ моста включен резистор R6, с которого сигнал разбаланса через резистор R9 поступает на вход операционного усилителя DA1, включенного по схеме масштабирования. С выхода усилителя сигнал поступает на диодный мост VD1 -VD4, в измерительную диагональ которого включен стрелочный индикатор РА1, шкала которого преградуирована в граммах нагрузки. В качестве индикатора использован микроамперметр с током полного отклонения 50 мкА типа М906. Прибор питается от батарей или аккумуляторов. Включение прибора происходит автоматически в момент подключения тензодатчиков RT1 и RT2 через разъем XI.

На рис. 22, б схематически изображена измерительная часть прибора. Она состоит из стальной плоской пружины 4, с двух сторон которой симметрично наклеены тензодатчики 5. Один конец пружины прочно скреплен с корпусом машины б, а к другому концу приварен опорный стальной штырь 3. На штырь опирается нить 2, натяжение которой измеряют. Сама нить прокатывается по роликам I.

В приборе использованы тензорезисторы типа 2ПКБ-10-100 на бумажной основе. Для их приклеивания лучше всего использовать клей БФ-2.

Электронный контроллер массы большегрузных автомобилей (рис. 23). Прибор демонстрировался на 33 ВРВ и его автор-житомирский радиолюбитель П. И. Ущаповский был отмечен поощрительным призом выставки. Хочется отметить, что П. И. Ущаповский является активным рационализа-



тором. Начиная с 20 ВРВ он на каждой выставке представлял по нескольку экспонатов, и всегда его экспонаты отмечались призами. Все его конструкции внедрены в народное хозяйство. Так, на 34 ВРВ Петр Иванович представил радиометр и, как всегда, получил премию выставки. Хочется от души пожелать ему доброго здоровы и больших творческих успехов.

Электронный контроллер (рис 23) состоит из индуктивного дифференциального преобразователя В1 и электронного устройства включения. В электронное устройство входит генератор низкой частоты, выполненный по схеме мультивибратора, работающего в автоколебательном режиме, на транзисторах VT1 -VT3, двухполупериодный выпрямитель для детектирования сигнала и двухкаскадный балансный усилитель постоянного тока на транзисторах VT4-VT8. Нагрузкой второго каскада служит стрелочный индикатор РА1. Преобразователь В1 представляет собой трансформатор, намотанный на Ш-образном сердечнике с разомкнутым магнитопроводом. Стержни сердечника сточены по цилиндрической поверхности, вдоль которой соосно проворачивается закрепленный (с возможностью вращения) ротор. На центральном стержне намотана генераторная обмотка, а на крайних-приемная.

На рис. 24 схематично изображена конструкция преобразователя. Он состоит из ротора 1, вращающегося вокруг оси 4, трансформатора 5 с генераторной 5-1 и приемными 5-2 обмотками, устройства начальной балансировки датчика б с микрометрическим винтом 8, опорной плиты 3 с болтами 9 для крепления к шасси автомобиля б. Трансформаторный датчик 5 подсоединяется к электронному устройству разъемом 7. На заднем мосту автомобиля закрепляется хомут 2 с помощью серьг 13. На хомуте закреплены ролик 14, на который опирается стержень ротора 10, и фиксатор 12 положения ролика. К фиксатору пружиной 11 крепится ротор 10.

Прибор работает следующим образом. Перед загрузкой автомашины прибор подключают к датчику, закрепленному на автомобиле, и с помощью органов регулировки (винт 5, рис. 24, резисторы R5 и R12, рис. 23) балансируют (устанавливают laquo;О raquo; прибора). Практически, поскольку каждая контролируемая

ШЕ13В




1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [ 11 ] 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42