www.chms.ru - вывоз мусора в Балашихе 

Динамо-машины  Экспонаты радиолюбительских выставок 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 [ 14 ] 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42

nm.i


vtl ктзб1а

Рис. 28



импульса. Нагрузкой усилителя постоянного тока служит стрспочкый прибор РА1. Для повышения стабильности измерений питагше усмитслькых каскадов дополнительно стабилизировано. Электронные стабилизаторы вьшолнены на

.транзисторах VT6, VT7.

Прибор для проверки шарикополшипжпсов по моменту трснпл (рис. 29). Экспонат демонстрировался на 30 ВРВ. Его авторы-владимирские радиолюбители Л. И. Смирнов и В. И. Киртилов.

Прибор состоит из испытуемого подшипника /, надеваемого па подшипник маховика 2, с фиксированной для каждого типа подшршников массой. На боковой поверыюсти маховика нанесены калибровактю по размерам риски

I 3. Эти риски служат для измерения частоты вращения маховика. Для этого они освещаются лампой 5, а отраженный от рисок свет фиксируется фотодрюдом 4. Маховик с подшршвиксм приводится во вращсикс злсктродвига-телсм 7 через посредство прорезиненного ролика 6. который вводится в зацепление мезкду осью электродвигателя, и маховк::ом псдпрулчинскной рычажной системой 8 с помощью кнопки laquo;Пуск-Стоп raquo;. Один кз сседккитсль-ных рычагов жестко связан с ротором потенциометрического датчика 10.

Сигнал с потенциометрического датчика 9 управляет работой блока 11.

F Принцип действия прибора основан на измерении времени тор.можения

(маховика, предварительно раскручеппого до частоты вращсршя col, а затем переведенного на режим свободного вращения. При этом момент трения

находят по формуле

raquo; M,p=J(h)1-н)2)/~, г см

где col -частота вращения маховика, при которой начинается отсчет времени вращения, с (о2-частота вращения маховика, при которой заканчивается отсчет частоты вращения, с~, t-время, в течение которого достигается требуемая разность утловых частот вращения, с; J-инерции маховика, г-см-с. Можно использовать и другую формулу

Mr=A-Kjnt-,

где laquo;-число оборотов маховика с начала отсчета времени до полной, остановки за время t.

В зависимости от полученного значения Мр прибор выдает информацию о подшипнике: laquo;Годен raquo; или laquo;Брак raquo;.

f 2 J

7 ,8 ,9 11

Рис. 29




Перед началом работы шарикоподшипник одевается на неподвижную полуось 12, а сверху на него насаживается маховик. Ротор потенциомет-рического датчика электрически связан с блоком автоматики , который автоматически проводит необходимые измерения и дает информацию о годности подшипников.

На рис. 30, а изображена функциональная схема всего прибора. Он состоит из выносного блока /, который мы рассмотрели, и узлов блока автоматики 2-10. Блок автоматики состоит из усилителя сигнала фотодиода 2, детектора 3, электронного ключа 4 сигнала laquo;Брак raquo;, устройства сравнения 6, электронного реле времени 5, электронного ключа сигнала laquo;Годен raquo; 7, устройства запрета 8, регулятора числа оборотов электродвигателя 9 и стабилизированного источника питания Ю.

При нажатии кнопки laquo;Пуск raquo; в вьшосном блоке сигнал с потенциомет-рического датчика запускает регулятор числа оборотов электродвигателя 9, а тем самым и электродвигатель. Электродвигатель начинает раскручивать маховик. От пары электролампафотодиод сигнал поступает на вход усилителя, а с него - на детектор. Сигнал с выхода детектора проходит на электронный ключ 4. Пока на ключ поступают фотоимпульсы, ключ закрыт и на соответствующем входе устройства сравнения присутствует запирающий сигнал. На другой вход устройства сравнения через время, равное времени торможения нормального подшипника, также поступит запирающий перепад напряжения с выхода реле времени. В этом случае устройство сравнения сработает и включит ключ laquo;Годен raquo;. Этот ключ также управляет устройством запрета, которое не дает сработать ключу 4 в тот момент, когда маховик остановится через интервал времени больше установленного на реле времени. Если маховик остановится раньше, чем в определенный ему интервал времени, сработает электронный ключ 4 и включит сигнальную лампу laquo;Брак raquo;.

Принципиальная схема установки изображена на рис. 30, б. Реле времени выполнено на транзисторах VT1-VT3, устройство сравнения-на транзисторах VT4-VT5, ключ laquo;Годен raquo;-на транзисторе VT6, устройство запрета-иа транзисторах VT13, VT14. Усилитель сигнала фотодхюда собран на транзисторах VT7, VT8, детектор с интегратором-на диодах VD3, VD4, конденсаторе СЗ и резисторе RI0. Резистором R10 регулируется постоянная времени интегратора, а тем самым быстродействие срабатывания ключа laquo;Брак raquo;. Ключ laquo;Брак raquo; выполнен на транзисторах VT9, VTIO. На транзисторах VTU, VT12 собран регулятор частоты вращения двигателя. Число оборотов регулируется потенциометром R13. Для обеспечения требуемой стабильности работы устройства питание цепей реле времени, электронных ключей и устройства сравнения производится стабилизированным напряжением. Электронные стабилизаторы выполнены на транзисторах VTI5, VT16. Требуемое время торможеш1я маховика устанавливается резистором R6.

Наладка прибора сводится к проверке нормального функционирования всех узлов прибора. Для этого включают прибор. Должна загореться лампа HL4. Затем до начала вращения маховика поворачивают ручку laquo;Пуск-Стоп raquo; потенщюметрического датчика BI. Когда маховик начнет крутиться равномерно, этой же ручкой laquo;Пуск-Стоп raquo; его останавливают и ждут, когда загорится лампа НИ laquo;Годен raquo;. Это должно произойти через 40 с. Если это произойдет



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 [ 14 ] 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42